Эффективность метода БОС в лечении СДВГ у детей

Эффективность метода БОС в лечении СДВГ у детей

16.06.20

Статьи , NeuroFit

Синдром дефицита внимания (СДВГ) – «детская» проблема №1 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является наиболее распространенным нарушением поведения у детей у подростков.

Гиперактивный или «трудный» ребенок – ребенок с высокой отвлекаемостью, низкой концентрацией внимания, неспособностью завершить начатое дело, неусидчивостью, болтливостью, забывчивостью, проблемами с учебой и/или учителями и т.д.

По оценкам отечественных и западных специалистов до 10-15% детей и подростков страдают неврологическим дефицитом, в основе которого лежит нарушение функции внимания. 

Синдром нарушения внимания (СНВ) встречается в двух основных формах:

  • с гиперактивностью (СДВГ);
  • без гиперактивности.

Синдрому нарушения внимания очень часто сопутствуют другие неврологические нарушения: 

  • нарушения обучения и памяти; 
  • тики и гиперкинезы; 
  • эпилептические синдромы; 
  • отклоняющееся и криминальное поведение; 
  • психопатический склад личности и др.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — результат особых неврологических нарушений!

Если вовремя не скорректировать подобные нарушения, то в интеллектуальном отношении ребенок в дальнейшем, скорее всего, окажется неконкурентноспособным. 

Не представляя опасности для жизни, синдром нарушения внимания является серьезнейшей угрозой для правильного формирования личности ребенка, для выработки нужных социальных связей, интеллектуального развития, достижения жизненных целей.

Причина СДВГ имеет биологическую основу и кроется в определенных нарушениях функционирования головного мозга.

В настоящее время современные педагоги и врачи отмечают чрезвычайный рост числа детей с диагнозом «Синдром нарушения внимания». По данным отечественных и зарубежных специалистов до 10-15% детей и подростков страдают той или иной формой этого синдрома, который имеет множество клинических проявлений. 

Физиологическая основа СДВГ

Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции». 

Данный синдром широко распространен в детской популяции (от 3% до 5%), чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. 

Основные показатели (признаки) СДВГ:

  • неловкость; 
  • неуклюжесть; 
  • несобранность (не может самостоятельно довести выполнение задания до конца);
  • снижена избирательность внимания;
  • неспособность надолго сосредоточиться на определенной деятельности;
  • отвлекаемость, неусидчивость (частые переключения с одного занятия на другое);
  • потери своих вещей;
  • минимальная статико-локомоторная недостаточность ;
  • «мягкая» неврологическая симптоматика. 

К трудностям нарушения внимания относятся, в частности, трудности его удерживания.

Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи.  

Физиологические механизмы нарушения внимания у детей разных возрастных групп при исследовании характеристик ориентировочной реакции (ОР):

  1. Слабая выраженность компонентов ОР в младшем возрасте — обусловленная гипофункцией восходящей активирующей системы вследствие несформированности корково-подкорковых взаимоотношений. 
  2. Слабая выраженность компонентов ОР в старшем школьном возрасте —  сменяется усиленной активацией коры при предъявлении новой незначимой информации по причине гиперфункции активирующей ретикулярной формации ствола. 

Вывод: если в младшем школьном возрасте характерными проявлениями нарушения внимания являются его слабость и неустойчивость, то у старших школьников, превалирует недостаточная селективность внимания, как отражение сниженной способности к игнорированию незначимой информации. 

Максимальная выраженность проявлений СДВГ совпадает с критическими периодами психоречевого развития:

I период: относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и начинается формирование навыков речи. 

II период: возраст 3х лет – у ребенка увеличивается запас слов, совершенствуется связная фразовая речь, активно развиваются память и внимание. 

III период (критический): относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления письменной речи, навыков чтения и письма. В этом возрасте для детей с СДВГ характерны трудности формирования школьных навыков и проблемы.

В основе патогенеза СДВГ лежит дисфункция мозговой системы контроля поведения.

Эта система контроля поведения участвует в селекции нужных действий, подавления ненужных действий и в переключении с одного действия на другое. 

На современном этапе организация функций внимания и двигательного контроля рассматривается в неразрывной связи с концепцией исполнительных функций или применяют термин «управляющие функции». Управляющие функции отвечают за саморегуляцию, под которой подразумевается самосознание, планирование, самоконтроль, самооценка, и обеспечивают: 

  • когнитивные процессы (память, порядок и последовательность мыслей, планирование, гибкость мышления);
  • речевые процессы (скоростью речи, вербальная коммуникация, использованием внутренней речи);
  • двигательный контроль и упорядочение реакций (распределением усилий, соблюдение инструкций, подавление реакций, моторная координация);
  •  эмоциональные процессы (саморегуляция, эмоции и мотивация). 

Эти психические процессы и навыки обеспечиваются главным образом за счет функционирования префронтальных отделов лобных долей и их связей с базальными ганглиями.

Нейрофизиологические и нейроморфологические исследования позволили выявить нарушение формирования функциональных взаимосвязей между срединными структурами мозга, между ними и различными областями коры головного мозга при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, а также изменения моторной и орбитофронтальной областей коры, базальных ганглиев. 

Современные теории в качестве области анатомического дефекта при СДВГ рассматривают лобную долю и, прежде всего, префронтальную область, а также подкорковые ядра и соединяющие их проводящие пути. 

Особенности ЭЭГ у детей с СДВГ:

  1. Для электроэнцефалограммы детей с СДВГ характерно снижение амплитуды спектральной плотности в широкой полосе частот от 9,5 до 20 Гц с преимущественным вовлечением лобноцентральных и теменно-височных зон коры головного мозга. 
  2. Также были обнаружены ЭЭГ признаки дисфункции нижнестволовых отделов в виде усиления синхронизации электрической активности в задних отделах полушарий мозга, которая связывается со снижением неспецифических активирующих влияний со стороны ретикулярной формации продолговатого и среднего мозга. 
  3. Отмечается отсутствие возрастной динамики электрической активности мозга детей младшего школьного возраста с признаками СДВГ, что свидетельствует о незрелости коры. 
  4. Биоэлектрическая активность головного мозга у таких детей также характеризуется усилением тета- и дельта-активности в передних зонах коры и уменьшением представленности в этих областях бета-ритма полосе 12-21 Гц. 
  5. Соотношение тета-ритма и бета-ритма у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в несколько раз выше, чем у здоровых детей, что свидетельствует о некотором замедлении биоэлектрической активности мозга.

БОС-терапия как эффективный метод лечения СДВГ

На сегодняшний день считается доказанным, что причина СНВ имеет биологическую – мозговую – основу. Поэтому и лечение синдрома в основном фармакологическое с большим количеством побочных эффектов.

Метод биологической обратной связи является альтернативой для медикаментозного лечения СДВГ.

Эффективность БОС-терапии при лечении СНВ доказана многочисленными исследованиями как отечественных специалистов, так и зарубежных. БОС-терапия эффективна в случае коррекции таких компонентов СДВГ как:

  • импульсивность; 
  • гиперактивность; 
  • дефицит концентрации внимания и самоконтроля. 

Научные исследования применения БОС-терапии в практике коррекции СДВГ показали, что БОС-метод обладает эффективностью не ниже, чем у риталина или страттеры (и находится на уровне 65-75 %), в отдельных случаев эффективность БОС выше, чем у фармакологических методов и в отличие от нейротропных препаратов не имеет негативных побочных эффектов.

Результат БОС-тренировок у ребенка с СДВГ

БОС-тренинг обычно направлен на увеличение быстрой активности в диапазоне бета-1-ритма при одновременном подавлении тета-активности. 

В тренинге по методу ЭЭГ-БОС в качестве подкрепления используют визуальные, акустические, реже – тактильные сигналы. Визуальная обратная связь обеспечивается изменением размера, цвета, яркости изображения и других параметров объекта на экране дисплея в зависимости от мощности, амплитуды, процента встречаемости в ЭЭГ управляемой активности. Визуальный сигнал иногда дополняется сигналом акустической обратной связи. 

Важно отметить, что успешность коррекции методом функционального биоуправления зависит от состояния эмоционально-личностной и интеллектуальной сферы обучаемого. 

При выраженных нарушениях высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воли), эффективность метода можно повысить путем индивидуального подбора образов и их содержания для каждого пациента. 

У многих пациентов, прошедших курс БОС-тренинга, наблюдается улучшение способности к длительной концентрации внимания, увеличение объема непосредственной слухоречевой памяти, повышение психической работоспособности. 

Это позволяет рассматривать БОС-тренинг не только как метод терапии функциональных нарушений в конкретной системе организма, но и как активный способ самокоррекции интеллектуальной и эмоциональной сферы.

С появлением БОС-технологий ситуация с лечением СНВ изменилась — примерно за 20 лет БОС-терапии синдрома нарушения внимания пролечено тысячи детей и подростков (в США такое лечение предоставляют более 700 медицинских центров). Согласно обобщенной статистике, около 50 % из них полностью избавились от СНВ-симптомов и не нуждаются в лекарственном лечении. У остальных наблюдается в той или иной степени улучшение состояния, чаще всего выражающееся в снижении дозы лекарственного препарата.

Как проводится БОС-тренинг у детей

  1. С помощью специальных электродов фиксируется электрическая активность головного мозга ребенка, а именно определяются показатели биоритмов мозга.
  2. БОС-специалист с помощью специального программного обеспечения (ПО) получает информацию о ключевых функциональных компонентах мозговой активности ребенка.
  3. В зависимости от психоэмоционального состояния ребенка (низкая концентрация, высокая возбудимость) специалист определяет, какие показатели необходимо усилить, а какие ослабить в процессе коррекции.
  4. Для этого в подготовленной специалистом программе устанавливаются определенные пороговые значения, которые достигаются ребенком в процессе выполнения какого-либо задания или просмотра мультфильма.
  5. Такая игровая мотивация заставляет мозг ребенка изменять характер своей работы в сторону более стабильных и функциональных состояний.

Программно-аппаратный БОС-комплекс для проведения тренингов по устранению СДВГ BrainBit NeuroFit

Специализированное Программное обеспечение (ПО) дает возможность психологу, регрессологу, психотерапевту использовать нейроинтерфейс BrainBit NeuroFit для психоэмоциональной коррекции методом Биологической обратной связи (БОС) на основе анализа биоритмов мозга ребенка.

Результаты проведения тренингов с BrainBit NeuroFit:

  • повышается эффективность учебной деятельности у школьников и студентов;
  • возрастает интеллектуальная активность, креативность и точность выполнения задач в условиях стресса у здоровых людей;
  • восстанавливаются способности чтения, правописания и выполнения арифметических операций (например, после инсульта);
  • улучшается психическое состояние.

Применение БОС терапии в психологии.

Применение Neurofeedback в психологии

Биологическая обратная связь или Биоуправление (англ. BioFeedBack) – эффективный, немедикаментозный, безопасный и безболезненный способ визуализации работы организма посредством регистрации физиологических параметров (ЭЭГ, ЭМГ, РПГ, ЧСС) и отображения этих данных на экране монитора в виде понятных чисел, диаграмм или игры.

Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции и самоконтроля.

Виды биоуправления

1. Нейробиоуправление (neurofeedback): регистрация основных ритмов ЭЭГ;

2. Биоуправление (biofeedback): регистрация частоты сердечных сокращений (ЧСС), параметров дыхания (РПГ), электромиограммы (ЭМГ), показателей температуры (ТЕМР), кожно-гальванической реакции кожи (КГР).

Нейробиоуправление (англ. neurofeedback) успешно применяется в психологии и современной когнитивно-поведенческой психотерапии.

Что же такое Нейробиоуправление?

Нейробиоуправление – революционный немедикаментозный современный метод лечения и реабилитации взрослых и детей с широким спектром психологических и психосоматических нарушений.

Основной принцип – проведение альфа- и/или бета-тренингов с целью  выработки способности пациента произвольно корректировать психоэмоциональное состояние (расслабляться или, наоборот, концентрироваться), изменяя физиологические параметры ЭЭГ при наличии обратной связи.

Цель нейробиоуправления – обучить человека саморегулированию и помочь понять, когда его мозг находится в желаемом состоянии (расслаблен или напряжен).

Процедура заключается в непрерывном мониторинге в режиме реального времени основных ритмов мозговой активности (альфа-, бета-, тета-ритмы) и сознательном управлении ими с помощью мультимедийных, игровых и других приёмов в заданной области значений. 

Иными словами, биологическая обратная связь (БОС) представляет для человека своего рода «физиологическое зеркало», в котором отражаются внутренние процессы. В течение курса БОС-сеансов возможно усилить или ослабить физиологический показатель ЭЭГ, а значит улучшить его сознательно.

Применение нейробиоуправления в психологии

Cовременные технологии и метод Нейробиоуправления в психологии позволяют каждому приобрести навык управления процессами, которые происходят в организме на психологическом уровне.

Метод neurofeedback (бос-терапия) эффективно применяется для устранения:

  1. Психологических и психоэмоциональных расстройств:
    • хронический стресс;
    • хроническое утомление;
    • депрессии;
    • тревожные расстройства ;
    • нарушение сна;
    • фобии;
    • неврозы;
  2. Психосоматических нарушений:
    • головные боли;
    • гипертония;
    • бронхиальная астма;
    • синдром гиперактивности;
    • нарушения мышечной регуляции;
    • эректильная дисфункция;
    • психозависимость;
  3. Нейропсихических расстройств:
    • Синдром Туретта;
    • лунатизм;
    • эпилепсии;
    • восстановление после инсульта (речь, правописание, чтение);
    • начальная стадия деменции;
    • болезнь Альцгеймера;
  4. Особенно актуально для детей старше 5 лет при:
    • СДВГ;
    • агрессии и импульсивности;
    • рассеянности внимания и проблемах с адаптацией в школе;
    • запоздалом развитии речи;
    • дислексиии, дисграфиии  и дискалькуляции;
    • фобиях и социальной изоляции (в группе ровесников);
    • расстройствах аутистического спектра;
    • синдроме Аспергера;
    • синдроме Дауна.

БОС-терапия – решение проблемы эмоциональной дисрегуляции!

Эмоциональная дисрегуляция  неспособность эффективно влиять на свои эмоциональные переживания, действия, словесные и невербальные реакции и управлять ими. Мозг имеет свой собственный механизм обратной связи. Этот механизм образует автоматическую систему регулирования, которая работает большую часть времени и регулирует биоритмы мозга, а значит и психоэмоциональное состояние организма (поведение, мысли, эмоции). Можно сказать, что стабильный, устойчивый организм  это тот, который обладает очень хорошей способностью саморегуляции. Тем не менее, проблема эмоциональной дисрегуляции все чаще возникает в жизни человечества и требует вмешательства компетентного специалиста (психолога, психотерапевта). 

Эмоциональная дисрегуляция  некорректная работа механизмов обратной связи в мозге. 

Когда регулирующий механизм мозга не работает должным образом, организм не может получить сигнал о том, что, например, рабочий день закончен и больше нет необходимости оставаться в гиперактивном, напряженном (бета-) состоянии. Без этого сигнала человек не может регулировать себя и возвращаться в расслабленное (альфа-) состояние. 

Такой процесс дисрегуляции головного мозга часто сопровождается симптомами различных нарушений, таких как СДВГ, расстройства аутистического спектра, депрессия, беспокойство, посттравматические стрессовые расстройства, биполярные расстройства и расстройства личности, гнев, мигрень, эпилепсия, хроническая усталость и когнитивные нарушения («химический мозг»).

Основной задачей нейробиоуправления является обучение человека навыкам саморегуляции и самоконтроля!

Технология neurofeedback позволяет самостоятельно научиться корректировать мозговые ритмы, предоставляя ценную обратную связь электрических сигналов мозга в реальном времени, которая затем используется мозгом для  саморегуляции, самоконтроля, восстановления нейронных связей и работы на оптимальном уровне.

Другими словами, метод биологической обратной связи (БОС) сосредоточен на повышении возможности к сознательному управлению своим состоянием и доведении навыков регуляции эмоций до автоматизма.

Принцип проведения БОС-тренингов

1. Обратная связь формируется при регистрации биоритмов головного мозга с помощью специальных датчиков, расположенных определенным образом на голове у пациента. Процедура абсолютно безболезненная и без побочных эффектов, поскольку не оказывает никакого воздействия на организм, только считывает необходимую информацию.

2. Полученные данные передаются на ПК и обрабатываются с помощью специального программного обеспечения в режиме реального времени.

3. В процессе снятия показателей ЭЭГ  волн правого и левого полушария мозга — пациент выполняет определенную задачу (например, решает математический пример), приводя мозг в напряженное состояние или наоборот, слушает приятную музыку и расслабляется.

4. Такое состояние отображается на экране монитора и человек видит и понимает, какое его состояние сопровождается напряжением (концентрацией), а какое расслаблением (спокойствием).

Таким образом, в течение БОС  тренировок мозг учится распознавать состояния и самостоятельно корректировать свою работу в зависимости от жизненной ситуации, например, расслабляться в стрессовых ситуациях или сосредотачиваться во время занятий.

Большинство исследований показали, что пациенты начинают видеть улучшения после 5-10 сеансов, и полный курс лечения обычно составляет от 30 до 40 сеансов, причем каждый сеанс длится от 25 до 40 минут.

Пример использования neurofeedback в психологической практике

1. Синдром дефицита внимания у ребенка школьного возраста.

Родители ребенка 9 лет обратились за помощью к психологу с просьбой помочь решить проблему дочери с отсутствием достаточного уровня концентрации внимания на уроках и, как следствие, плохой успеваемости в школе. Специалист проводит предварительную беседу с ребенком с целью объяснить и подготовить к предстоящим БОС-тренировкам. Первый БОС-сеанс, как правило, является «диагностическим», с целью определения максимальных, на данный момент, способностей пациента, в этом случае – максимального времени концентрации внимания. Последующие сеансы проходят с целью постепенного увеличения этого времени и обучения ребенка самостоятельно удерживаться в состоянии концентрации на протяжении определенного необходимого времени.

Результат: курс длился 2,5 месяца по 3 сеанса в неделю, продолжительность концентрации внимания изменилась с 8 минут до 36 минут, успеваемость ребенка увеличилась на 4 балла (было 4 стало 8 по произвольной шкале от 1 до 10), атмосфера в семье значительно улучшилась, психоэмоциональное состояние девочки стабилизировалось, заметно улучшилось качество сна.

2. Лечение фобий и страхов.

Человек боится летать на самолете: страдает фобическим расстройством. Для начала необходимо определить, насколько тяжело то или иное нарушение и является ли оно истинной причиной расстройства. Для этого, например, на экране монитора человеку можно демонстрировать различные фотографии, сделанные на борту самолета или ролики авиа-полетов. Одновременно регистрируются показатели энцефалограммы, по уровню изменения которых  можно определить наличие фобии или степень расстройства, если таковое имеется. Сравниваются показатели в спокойном состоянии (норма) и при предъявлении тестового материала. При большом разрыве в показателях можно сделать вывод, что полет на самолете для этого человека не просто неприятная ситуация, а настоящая фобия.

Дальше начинаются тренировки. Человек обучается сначала контролировать свое эмоциональное состояние. После того, как он научился произвольно вызывать состояние покоя и релаксации, начинается основной этап лечения. Он должен обучиться находиться в комфортном для него состоянии, несмотря на постоянное предъявление стрессовых стимулов. Степень тяжести этих стимулов постоянно нарастает. На экран монитора одновременно с пугающими изображениями выводится и информация о показателях ЭЭГ. Человек видит изменения мозговой активности, спровоцированные фобическими стимулами и пытается сохранять то состояние комфорта и покоя, которое уже у него сформировано. 

Результат: тренировки проходили 2-3 раза в неделю по 30 – 40 минут в течение 3-х месяцев. Пациент самостоятельно определил для себя метод борьбы с фобией и способ сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

3. Неспособность вовремя сконцентрироваться и расслабиться.

Директор крупной компании производству медицинского оборудования для эндохирургии обращается к специалисту с просьбой решить проблему с отсутствием способности расстановки приоритетов в решении большого количества вопросов и проблем, связанных с рабочим процессом. Диагностический этап лечения показал, что человек из-за постоянного стресса просто разучился «выключать» мозг, когда это необходимо, вследствие чего — хроническая усталость, бессонница, постоянная головная боль, раздражительность  и плохая концентрация внимания.

Результат: продолжительность курса 1,5 месяца по 4 раза в неделю (через день). Проведение БОС-тренингов в несколько этапов на обучение навыкам быстрого вхождения в состояние расслабления (альфа-тренинги)  и на повышение концентрации внимания (бета-тренинги) устраняет бессонницу, значительно уменьшает раздражительность и повышает показатель концентрации внимания в 2,5 раза.

Специализированное оборудование для проведения БОС-тренингов, не имеющее аналогов

BrainBit NeuroFit – профессиональный аппаратно-программный комплекс для проведения сеансов психоэмоциональной коррекции на основе метода neurofeedback (биологической обратной связи).

Система разработана специально для психологов, логопедов, дефектологов, психотерапевтов, центров развития мозга и кабинетов когнитивного восстановления.

BrainBit NeuroFit представляет собой полноценный комплекс, состоящий из нейроинтерфейса для точной регистрации параметров ЭЭГ и программного обеспечения, позволяющего проводить полноценные тренировки на концентрацию и релаксацию с применение метода биологической обратной связи.

Инновационный ультрасовременный нейротренажер BrainBit NeuroFit выполнен в виде элегантной гибкой ленты, адаптируемой под любой размер готовы. Лента оснащена встроенной электроникой и сухими электродами, которые позволяют снимать сигнал ЭЭГ с 4-х отведений БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕЛЯ!

Электроды на ленте расположены по Международной системе «10-20». 

Электродная система «10-20»  это метод стандартизации участков черепа и сравнения данных. Термин «10-20» означает размещение электродов на расстоянии более 10% или 20% от общего расстояния между заданными местами расположения черепа. Исследования показали, что эти места размещения коррелируют с соответствующими областями коры головного мозга.

Такое расположение электродов в BrainBit NeuroFit позволяет добиться высочайшего качества сигнала, точностью свыше 99%.

Также BrainBit NeuroFit является абсолютно беспроводной системой и работает по Bluetooth-интерфейсу. Такое исполнение системы позволяет минимизировать артефакты и устранить ограничения в движениях при проведении исследований и тренингов, что ОСОБЕННО АКТУАЛЬНО ДЛЯ ДЕТЕЙ!